Hyperloop в России - ближайшие возможности реализации инновационной технологии транспортировки грузов.

8 сентября 2016

2 сентября 2016г. во Владивостоке стартовал второй Восточный экономический форум. Большое мероприятие объединило без малого 2,5 тыс. участников, в том числе представительные делегации из Китая, Японии, Южной Кореи, Индии, Вьетнама, Австралии и других стран.

Делегаты обсудили возможности для инвесторов, механизмы и инструменты поддержки предпринимателей, инфраструктурные и энергетические проекты.
В течение двух дней представители бизнеса и власти заключили 142 соглашения на общую сумму 1,6 трлн рублей.

Волной по СМИ прокатилась сенсационная новость о возможности реализации в России инновационной технологии транспортировки людей и грузов - Hyperloop. Пока, конечно, речь прежде всего идет о грузах.

 

Строительство ветки Hyperloop по маршруту Хуньчунь (Китай) — порт Зарубино, по заявлению инвесторов проекта может занять всего пять лет - весьма небольшой срок для реализации технологии такого уровня. Возведение проекта оценивается в 1,5 млрд. долл.

Одним из главных инвесторов проекта Hyperloop One является венчурный фонд Caspian VC Partners (cовладельцем фонда является председатель Совета директоров Группы «Сумма» Зиявудин Магомедов). Во время презентации проекта на втором Восточном экономическом форуме, руководитель фонда - Билл Шор, сообщил, что средняя скорость капсулы с грузом в рамках проекта в Приморье может составить около 740 км/ч, а на пятый год использования с помощью Hyperloop можно будет ежегодно перевозить до 19 млн. т. зерна или до 2 млн. TEU.

 

Что же такое Hyperloop и почему новость является действительно сенсационной и в некоторой степени даже фантастической для современных реалий Российской действительности? Давайте разберемся.

Hyperloop (с англ. — «гиперпетля») — проект вакуумного поезда, предложенный в 2012—2013 годах американским венчурным капиталистом Илоном Маском. В настоящий момент проект до конца не реализован, но имеется большой пласт проектной документации и проводятся опытные испытания.

Наибольшую активность в воплощении проекта в жизнь проявляют компании SpaceX (Илон Маск), Hyperloop One (Шервин Пишевар) и HTT (Hyperloop Transportation Technologies, Дирк Алборн).

Идея Hyperloop возникла в ответ на правительственный проект высокоскоростной железной дороги California High-Speed Rail, которая к 2029 году должна соединить Лос-Анджелес и Сан-Франциско. «Высокоскоростная» линия предполагает движение поездов со скоростью свыше 200 миль (322 км) в час, стоимость проекта в опубликованном в апреле 2012 года бизнес-плане была оценена в $68,4 млрд. По этому поводу Илон Маск заявил, что калифорнийская дорога станет самой медленной среди скоростных железнодорожных магистралей мира и при этом самой дорогой в пересчёте на милю.

 

Впервые Маск упомянул о Hyperloop в интервью с Сарой Лэйси, которое дал в июле 2012 года на мероприятии PandoDaily в Санта-Монике. Предприниматель пообещал, что новое транспортное средство будет в 2 раза быстрее самолёта и в 3—4 раза быстрее скоростного поезда, время в пути от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско (расстояние 561 км по прямой) займёт всего 30 минут. Позже Маск сделал ещё ряд громких заявлений: проект окажется в 10 раз дешевле по сравнению с California High-Speed Rail.

 

Наконец, в августе 2013 года была опубликована 58-страничная «альфа-версия» проекта.

Поскольку Маск объявил, что сам заниматься реализацией Hyperloop не собирается, так как хочет сосредоточиться на космическом проекте SpaceX и электрокарах Tesla, то появилось несколько групп энтузиастов (специалисты из NASA, Cisco Systems, Boeing, Гарвардского университета и Школы архитектуры и дизайна Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе), которые решили воплотить проект в жизнь самостоятельно - они представляют компании-стартапы Hyperloop Transportation Technologies и Hyperloop One.

Илон Маск подавал свою идею как пятый вид транспорта после поезда, самолёта, автомобиля и корабля. По его словам, это нечто среднее между «Конкордом», рельсотроном и столом для аэрохоккея. Hyperloop был задуман как расположенный на опорах надземный трубопровод, внутри которого со скоростью от 480 до 1 220 км/ч (в зависимости от ландшафта). В одном направлении перемещаются одиночные транспортные капсулы длиной 25—30 м.

 

 

Ключевым фактором обнародованной 12 августа 2013 года концепции было стремление к дешевизне системы по сравнению с другими видами транспорта. Поэтому Маск взял за основу модель вакуумного поезда, преимуществом которого является отсутствие необходимости преодолевать трение опоры и встречное сопротивление воздуха. Однако предприниматель усовершенствовал идею: по его мнению, нет смысла стремиться к достижению в трубе полного вакуума. Достаточно поддержания форвакуума, а именно давления в 100 Па (это 1/1000 от атмосферного давления) — дальнейшее снижение давления невыгодно, потому что ведёт к экспоненциальному росту затрат. В то же время поддерживать форвакуум можно с помощью насосов умеренной мощности и стенок трубы из обычной стали толщиной 20—25 мм.

 

В 2015 году стало ясно, что Илон Маск все-таки не готов полностью отказаться от проекта. В январе 2015 года он заявил на Техасском транспортном форуме, что собирается построить пробную трассу Hyperloop длиной 5 миль.

Тестовые треки необходимы, так как большое количество инноваций не позволяет предвидеть все сложности и рассчитать окончательную цену проекта. Например, сейчас поезд планируется удерживать в трубе с помощью воздушной подушки, но если она окажется недостаточно надежной, ее придется заменить на технологию магнитной левитации, что повысит стоимость проекта.

Поэтому обе вышеприведенные компании строят испытательные трассы. SpaceX также создаст в 2016 году экспериментальный участок, где будет сравнивать капсулы различной формы диаметром от 1,2 до 1,5 метров.

При этом Маск собирается продолжить раскрывать полученные данные для желающих построить дорогу.

 

 

Hyperloop Transportation Technologies планирует уже в этом месяце начать строительство демонстрационной ветки Hyperloop в Калифорнии, примерно в городке Кингс Каунти (Kings County), который располагается примерно в центре будущей трассы. Она будет иметь длину около восьми километров.

Постройка трассы и испытания займут 2-2,5 года. В перспективе к концу десятилетия Hyperloop может радикально сократить время перемещения между городами.

 

В июне 2015 SpaceX объявила конкурс на дизайн пассажирской капсулы. Капсулы будут испытываться в ходе гонок на пробной трассе в калифорнийском Хоторне, где расположена штаб-квартира компании. Соревнование получило название Hyperloop pod competition.

 

В январе 2016 года на базе Техасского университета A&M (Колледж-Стейшен) состоялся первый этап, на котором были отобраны 22 лучшие команды. Все они получили право испытать летом свои модели на настоящей трассе. Главный приз достался команде Массачусетского технологического института. Проведение завершающего этапа ожидалось в середине августа, но в итоге было перенесено на 27-29 января 2017 года. В начале сентября SpaceX объявила о том, что приступает наконец к строительству испытательной трассы длиной 1,5 км и диаметром 1,8 м.

11 мая 2016 года в городе Норт-Лас-Вегас (Невада) компанией Hyperloop One на открытом воздухе было проведено испытание двигателя для Hyperloop.

 

В июне 2016 года на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) меморандум с Hyperloop One подписали группа «Сумма» и власти Москвы. Документ предусматривает создание концепции транспортных маршрутов с использованием скоростных вакуумных поездов. Министр транспорта России Максим Соколов на ПМЭФ сообщил, что российские власти предлагают в качестве пилотного проект развития коридора «Приморье-2». По словам Соколова, речь идет о 70-километровой магистрали, которая станет частью транспортного коридора «Приморье-2» из китайской провинции Цзилинь в порт Славянка на юге Приморского края. Затраты на строительство Соколов оценил в 318-425 миллионов долларов, что, по его словам, дешевле строительства аналогичной железнодорожной ветки. Ожидается, что первые предложения по строительству будут готовы к осени 2016 года.

  

 

Почему именно порты Зарубино и Славянка? Открытие международного транспортного коридора «Приморье – 2» позволит существенно упростить грузовые контейнерные перевозки между Китаем и странами АТР ( Азиатско-Тихоокеанского региона), что позволит оптимизировать временные и финансовые затраты.

Контейнерные грузы из Хуньчуня через российский порт Славянка благодаря транспортному международному коридору «Приморье -2» теперь будут доставляться с большим удобством.

Автотранспортом грузы будут доставляться через погранпункт «Краскино» прямо в порт Славянка, используя таможенный транзит. Далее контейнеры будут погружаться на морские суда и следовать до китайского морского порта «Циндао».

 

Порт Зарубино с проектным грузооборотом 1,2 млн тонн грузов в год имеет выгодное местоположение (в 210 км от порта Владивосток) – в непосредственной близости к стыку трех границ: России, Китая и Северной Кореи, – и на расстоянии в несколько десятков километров до ближайших погранпереходов на Китай (автомобильный пункт пропуска (АПП) «Краскино», железнодорожный пункт пропуска (ЖДПП) «Махалино») и погранперехода на Северную Корею (ЖДПП «Хасан»). Порт имеет выходы на Транссибирскую магистраль через линию Барановский – Хасан и федеральную трассу Раздольное – Хасан, а также на автомагистраль Владивосток – Хабаровск и автодороги, ведущие в направлении Китая и Корейского полуострова.

 

Сочетание таких факторов, как ровный рельеф береговой полосы и дна, выгодное географическое расположение бухты Троицы, делает незамерзающую бухту хорошей якорной стоянкой для судов различного тоннажа и убежищем для них в штормовую погоду, доступной для захода судов с большими осадками в любое время года, обеспечивающей безопасную стоянку судов у причала и естественную защиту значительной береговой полосы от морского волнения и ветров без возведения дорогостоящих гидротехнических сооружений. Навигация в морском порту осуществляется круглогодично без ледокольного обеспечения. Более подробную информацию об этом транспортном коридоре и транспортных развязках можно посмотреть на сайте РЖД.

 

"Приморье-2" призван связать юго-западные приморские порты - Посьет, Зарубино и Славянка с китайскими провинциями. В этом случае грузы из северо-восточной части Китая в юго-восточную и обратно, а также в страны АТР, будут доставляться намного быстрей и дешевле.

Инновационная технология Hyperloop позволит доставлять с молниеносной скоростью доставлять грузы из Китая в Россию и обратно, что существенно ускорит логистическую цепочку на международной арене.

Зиявудин Магомедов сообщил, что принадлежащая ему группа «Сумма» также готова рассмотреть возможность организации пассажирских перевозок с помощью Hyperloop из Москвы в Санкт-Петербург и Сочи.

Россия и США далеко не единственные страны, которые рассматривают возможность ближайшего внедрения технолгии Hyperloop в жизнь.

В самое ближайшее время Дубай запускает конкурс Build Earth Live. В течение двух суток сотня команд со всего мира будет разрабатывать проект транспортной системы Hyperloop, которая соединит финансовый центр ОАЭ с Эль-Фуджайрой.

По главным условиям конкурса вакуумный поезд должен пройти расстояние в 105 км за 10 минут.

В соревновании примут участие 100 команд со всего мира. В течение 48 часов они будут представлять свои проекты вакуумных поездов. По итогам конкурса будет отобрано 6 команд, которые презентуют свои разработки в финале перед жюри из международных экспертов.

 

Проведением Build Earth Live, который состоится в сентябре этого года, займется Дубайский Фонд будущего — организация, известная своими футуристичными проектами. Одним из организаторов конкурса так же выступает компания Hyperloop One.

Как отметил управляющий директор Фонда Мохаммед Аль Гергави, Дубай намерен стать платформой для лучших инноваторов со всего мира. Город предоставляет площадку, на которой инженеры и ученые могут представить свои футуристичные решения в различных областях, в том числе и в сфере умного транспорта. Напомним, что Дубай занимает третье место по подключенности в мире, обходя по этим показателям города Норвегии, Германии, Великобритании и Японии.

 

Фонд будущего во многом определяет репутацию финансового центра ОАЭ. На прошлой неделе организация запустила программу Dubai Future Accelerators. Участником программы может стать любой обладатель инновационных проектов, направленных на решение глобальных проблем. В рамках DFA будут протестированы современные технологии, которые помогут человечеству справиться с мировыми вызовами и решить важные вопросы — от улучшения экологии до сокращения пробок.

 

На то, что Дубай становится синонимом города будущего, указывают и другие новости за последний год. В апреле власти города сообщили, что к 2030 году 25% поездок в Дубае будет совершаться на беспилотном транспорте. Причем беспилотными станут не только автомобили, но и автобусы, такси и даже канатные дороги.

Технологии настолько пронизывают город, что даже слежкой за мусорящими гражданами в Дубае занимаются дроны, а пожарные используют реактивные ранцы от Martin Aircraft Company. А в мае в городе открылось первое в мире офисное здание, напечатанное на 3D-принтере.

Мы живем в удивительное время, когда новейшие технологии, о которых еще 10 лет назад фантазировали писатели, а мы дружно читали о них в книжках, быстро внедряются в повседневную жизнь. Когда электромобили и личный воздушный транспорт уже не новинка, когда сенсорными экранами уже пользуются не только наши дети, но и наши бабушки, когда мы можем разговаривать с человеком, находящимся на другом конце планеты по видеоконференции высокого разрешения в режиме реального времени, когда скорость - это не уникальное конкурентное преимущество, а жизненная необходимость. Время, когда мечты по истине становятся реальностью!

 

Развиваемся вместе!