Light Industrial - что будет с рынком логистики через 10 лет?

20 апреля 2017

Не секрет, что складской бизнес считается одним из самых специфических сегментов коммерческой недвижимости. К сожалению, разного рода нововведения приходят в этот бизнес в последнюю очередь. Ключевые игроки этого рынка знают друг друга в лицо и не готовы менять концепцию своего бизнеса.

Однако в отрасли в последние два года идут серьезные разговоры о том, что в ближайшем будущем этот сегмент рынка будет пересмотрен под влиянием текущих потребностей потребителей.

Доселе потребности типичного отечественного пользователя складских услуг были достаточно примитивны и исходили из простой физической потребности: чтобы продать в розницу закупленный товар, до этого его элементарно необходимо где-то временно хранить, ну и желательно, чтобы это было надежное помещение с удобным въездом-выездом и оборудованием для разгрузки. И никакие дополнительные услуги, возможности складов клиента не интересовали. Так что ни о каком особенном продвижении складов речи не шло, и отрасль интересовала только тех, кто и так в ней работал. Но вот наступил масштабный экономический кризис. И оказалось, что в этой области произошли не просто серьезные, а тектонические сдвиги: клиенты стали не просто считать деньги, клиенты стали избирательнее относиться ко всем предоставляемым бизнесу услугам, в том числе и складским.

Европейские и американские рынки ушли далеко вперед, поэтому, когда мы интересуемся будущим бизнеса, то смотрим прежде всего, на западных представителей этого сегмента.

 

Именно в рамках этой тематики прошла конференция «Девелопмент малых складов: разделяй и властвуй» (Light Industrial) среди участников рынка складского бизнеса. Мероприятие получилось, действительно, масштабным: среди 423 участников только от девелоперов присутствовало 142 человека, кроме того на конференции присутствовали: 21 арендатор, 36 крупных инвесторов и более 100 собственников земельных участков. Директор службы продаж и маркетинга компании ABL - Татьяна Ляшкевич, так же побывала на этом мероприятии.

Дело в том, что на Западе практика малых складов развита в гораздо более значительной степени. В одной только Германии объектов формата Light Industrial в 400 (четыреста!) раз больше, чем в России. В результате получается разветвленная складская сеть из мелких и средний складских комплексов, которые удовлетворяют 80% потребности рынка и повышают мобильность и скорость реакции на малейшее его изменение.

Что в этом смысле мы имеем в России? Складские комплексы, на которых хранят товары 90% участников рынка, распределены крайне неравномерно по всей территории, а исключительно на окраинах крупных стратегических городов. Клиенты во многом зависят от операционных возможностей сотрудников логистических компаний, что порой приводит не к самым позитивным результатам. Пользователям складской инфраструктуры не всегда удается быть ближе к клиенту, а чаще всего наоборот – ведь как это часто бывает на практике, собственник складского комплекса с самыми демократичными ценами более всех отдален от инфраструктурной сети.

 

Участники конференции разделились на два лагеря: одни считают, что за будущее за Light Industrial есть и необходимо предугадывать потребности клиентов, чтобы в последствии иметь больше поля для маневра. Другие считают, что живая потребность надумана, ведь клиент “голосует рублем” – рынок всегда работал и работает по схеме “спрос рождает предложение”: рынок еще не нашел ценовой баланс спроса и предложения, существующие арендные ставки не позволяют инвестору в приемлемые сроки окупить свои затраты, а арендатор не готов платить больше.

 

На рынке возникла парадоксальная ситуация, когда все понимают, что логистическую и складскую сеть страны неплохо бы совершенствовать и брать пример с Запада, внедряя лучшие практики,  с другой стороны инициативу никто из участников рынка на себя брать не готов, потому что такие решения неизбежно сопряжены с большими финансовыми рисками.

В любом случае, тенденция намечена: большой логистический парк или малый складской комплекс – не так уж и важно. Важно то, что предприниматели все чаще стали передавать непрофильную деятельность на аутсорсинг. Аутсорсинг складской логистики – это значительная экономия средств для бизнеса любого уровня. В особенности для малого и среднего бизнеса собственный склад в 100-1000м2 не позволительная роскошь, т.к. расходы на технику, программное обеспечение, персонал, стеллажи и многое другое выходят в солидную сумму, сопоставимую со стоимостью самого склада.

На сегодняшний день в России строительство складов площадью 500-1500 м2 формата Light Industrial под конечного клиента является не совсем целесообразным, так как стоимость покупки данного формата не доступны для малого бизнеса, а тем более для самостоятельных предпринимателей. Важно понимать, что Light Industrial – это лишь формат строительного девелопмента. Управлять складским хозяйством должны профессионалы, будь то Light Industrial или большой логистический парк. С точки зрения совершенства логистики Light Industrial - хорошее решение в том числе и для логистических операторов, но рынок России к нему еще не готов.

Аутсорсинг складской логистики в любом формате дает значительно больше мобильности в сравнении с теми, кто имеет собственный склад, и те предприниматели, что пользуются аутсорсингом склада уже сегодня – вовсю снимают сливки.

Аутсорсинг склада в рамках Light Industrial – полезное решение двойного действия, однако ввиду не распространенности первого, рынку пока приходится ждать.

Ясно одно: в эпоху онлайн торговли формат Light Industrial позволит существенно ускорить доставку товара, удовлетворит потребность клиентов в качественных складах «последней мили» и будет способствовать развитию логистической инфраструктуры страны, но пока на рынке не будет сформирована поддержка малого предпринимательства в рамках всего государства – ожидать большого спроса на складские комплексы такого формата не приходится.
 

Уникальные технологии региональной логистики