2016
Сегодня все говорят о покемонах: “в Америке мужчина на полной сорости врезался в дерево”, “американец в поисках покемона провалился в канаву и сломал ногу”, “Ножевое ранение — не повод прекращать игру”, “один из фанатов PokemonGo решил изловить виртуального питомца во время родов жены”.
В интернете накопилось уже столько инфоповодов, а мы ещё даже не касались этой тематики. Поэтому сегодня мы решили тяжелым танком проехаться по этой теме... Но не совсем о них, а о том, что покемоны, на самом деле, не так важны. Забудут все через пару месяцев про этих покемонов. Но мир после них уже не будет прежним...
Игра Pokémon Go с элементами дополненной реальности получила 75 млн пользователей по всему миру всего за 19 дней. Количество людей, которые ловят покемонов ежедневно, уже достигло 20 млн. Такие гигантские цифры не случайны, и позже вы поймете почему.
Для тех, кто до сих пор не в курсе, что такое PokemonGo - краткий экскурс в историю. PokemonGo - это игра для смартфонов на базе Android и iOS, использующая технологию дополненной реальности. То есть игрок сквозь камеру своего смартфона видит не только окружающий мир, но и наложенные на него виртуальные объекты в виде карманных монстров, обладающих сверхспособностями. Задача: найти покемона (о том, что он где-то рядом с вами, сообщит телефон, завибрировав или издав сигнал) и поймать его с помощью виртуального покетбола. После поимки зверька его можно выращивать: кормить звездной пылью для бурного роста и сражаться с другими обладателями монстров.
Большим успехом PokemonGo пользуется не только у игроков, но и у малого и среднего бизнеса, которые пользуются популярностью данной игры в своих меркантильных целях. Владельцы общепитов и магазинов устанавливают в помещениях “покетстопы”, места “дозаправки” внутренних ресурсов покемонов, или выпускают редких монстров, привлекая посетителей. Ведущие мировые бренды уже используют Пикачу (заглавного героя нашумевшей игры), как «лицо» своих рекламных компаний. Что уж говорить, если даже такая серьезная организация как Сбербанк, пообещала установить спецмодули, привлекающие покемонов и бесплатно страховать всех поклонников PokemonGo! Если человек получит травму во время такой “покеохоты” - «Сбербанк» предложит игроку бесплатный страховой полис на сумму до 50 000 рублей от травм, полученных на охоте за виртуальными монстрами. А за рубежом такие факты уже и вовсе не редкость.
Существует и третье заманчивое предложение. Каждый игрок, поймавший покемона в отделении «Сбербанка», может получить 500 бонусов «Спасибо». Для этого необходимо сделать скриншот на котором видно, где именно вы поймали покемона (в профиле монстра есть карта, на которой отображается адрес, время и дата поимки). После этого необходимо отправить скриншот в VK или Facebook. Также для получения бонусов «Спасибо» необходимо иметь подключенные услуги «Мобильный банк» и «Автоплатеж».
А в Екатеринбурге местные граффити-художники тайком разрисовали гранитные шары на набережной Драмтеатра - излюбленное место творческой молодежной тусовки. Сначала были нарисованы "Покетболы" - устройства для ловли Покемонов. Ночью комунальщики оттерли краску. Следующим днем уже другой автор своим арт-объектом указал на разочарованность. Стоит отметить, что эти самые шары "чутко реагируют" на любые изменения в политических и социальных настроениях общества (художники их разрисовывают тайком не первый раз).
"Грустный пикачу. Лишенный своего дома стараниями коммунальных служб города Екатеринбурга."
На наших глазах сейчас происходит кое-что невероятно важное, но мы ещё пока не осознаём этого. Мы удивляемся, чего все СМИ гремят об этой детской игре, в которую играют даже взрослые? Информация про дополненную реальность доступна уже много лет, но до сих пор обходилось без подобных социальных истерик.
Так что же все-таки происходит? – Такое случается, когда новая технология приникает во все уголки повседневной жизни. И делает она это резко, дерзко, да еще и на благодатной почве знакомых популярных некогда: игры, мультсериала и комиксов. Но давайте опустимся на другой уровень - от человеческих потребностей - к потребностям бизнеса.
Еще в 2014 году команда DHL Customer Solutions & Innovation’s Trend Research опубликовала исследование в своем ежегодном журнале DHL Logistics - TrendRadar, которое показало, что технология дополненной реальности имеет большой потенциал в логистике и существенно упрощают повседневную работу. Их исследование рассматривает применение AR-технологии на различных этапах цепи поставок. Логистические компании смогут получать доступ к предупреждающей информации в любом месте и в любое время. В отчете рассказывается о том, как можно оптимизировать функционирование склада, транспортировку, и «последнюю милю». С помощью компьютерной сенсорной информации вроде графики или видео можно также повысить уровень дополнительных услуг.
Пилотный проект показал, что с дополненной реальностью логистика и процесс выбора нужных товаров на складе проходит эффективнее на 25%.
Целью этого пилотного проекта было получить информацию о недостатках и преимуществах этой технологии. Сотрудникам склада, расположенного в Берген-оп-Зом, выдали смарт-устройства, которые крепились на голове, типа VuzixM100 и Google Glass; работники склада должны были носить их в течение трех недель. Надевая такие умные очки, они видели информацию по поставленным им задачам. Информация содержала такие данные как количество, продукт и его местоположение. Очки использовались 10 сотрудниками, которые собирали заказы. Они собрали более 20 000 единиц, тем самым собрав 9000 заказов в установленные сроки. Таким образом, работа была выполнена гораздо быстрее и без каких-либо ошибок.
В настоящее время компании Ricoh и DHL оценивают возможности для совместного внедрения данного подхода в работу:
1. Функционирование склада
Улучшенная выдача может стать результатом AR-технологии, к примеру, благодаря использованию нашлемных дисплеев. Цифровая навигация прокладывает правильный маршрут к посылке и экономит время, заодно уменьшая возможность ошибки и время на обучение.
Ещё одно преимущество AR-технологии – в планировании на складе. Можно создавать симуляции реального функционирования склада и изменять планирование, определяя необходимые модификации, и накладывая их на реальное окружение. Это уменьшит расходы на планирование и переформатирование склада.
2. Оптимизация транспортировки
Дополненная реальность может помочь проверять комплектность посылок, собирая номера с помощью продвинутой технологии распознания объектов. Также, система будет подтверждать выдачу неповрежденных посылок, экономя время и легко определяя поврежденные вещи.
Все это облегчит работу с торговой документацией и правилами международной торговли. На автомобилях доставки будут дисплеи с дополненной реальностью для просмотра загруженности дорог в режиме реального времени и другой важной информации, помогающей водителю.
3. Последняя миля
Персонал и водители также могут использовать нательные устройства для просмотра информации о посылке, например её вес, содержание и место назначения. Это уменьшает риски повреждения при транспортировке и загрузке.
К экспериментам DHL с технологиями дополненной реальности так же присоединились коллеги из компании TNT Innight, занимающейся доставкой грузов в Центральной, Восточной и Северо-западной Европе.
Как вы видите, на данный момент технологии уже отработаны и в ближайшее время будут внедрены в жизнь.
Но вернемся к нашим птичкам, т.е., простите, ...покемонам.
В 2012 году на конференции Google устроили настоящее реалити-шоу. В режиме реального времени в небе над Сан-Франциско выпрыгнули четыре парашютиста в очках Google Glass с использованием технологии дополненной реальности. После приземления они передали эстафету велосипедистам тоже в очках, которые по крышам добрались до самого зала демонстрационной площадки. Действительно, внимание привлекли как следует.
Но уже в марте 2015 года после прекращения продаж Google Glass глава исследовательской лаборатории Google X Астро Теллер заявил, что, провоцировав завышенные ожидания от продукта и привлекая к нему дополнительное внимание, компания совершила ошибку.
Что же произошло? Узкий круг любителей технологических новинок был в восторге, все говорили, что за этим будущее, но это “будущее” все никак не наступало. Потому у технологий любого рода есть два препятствия — техническая готовность и готовность психологическая.
Если с технической стороны всё понятно — для дополненной реальности нужно, чтобы у каждого было устройство, с помощью которого такое дополнение будет происходить. Без этого не получится. Очки (не говоря уж о всяких проекциях на сетчатку) — пока что слишком уж уникальный гаджет.
Зато смартфон есть у каждого первого — и это значит, что каждый первый готов к встрече с дополненной реальностью. Технически. Но не психологически. И это второй, более важный для развития технологии момент.
Чтобы технология вошла в нашу жизнь, нужно, чтобы она стала понятной, стала частью нашего информационного поля и культурного пространства. Когда технология равна продукту — всё просто. «Ксерокс» сделал копир, и понеслось. А вот когда технология к конкретному продукту не привязана — наступает некий момент недостающего этапа в логической цепочке “продукт - работа - результат - польза”. Вроде как круто, а что с этим делать — непонятно.
И будущее технологии начинает зависеть от того, как быстро появится наглядный пример её практического использования. В этом и состоит успех игры PokemonGo - создатели внедрили частичку будущих технологий в уже привычные и повседневно используемые вещи - смартфоны.
Ещё раз подчеркнем — содержание игры абсолютно не важно. Это история не про покемонов, а про то, как все увидели возможности и перспективы дополненной реальности. И научились ею пользоваться.
А теперь давайте подумаем, что будет дальше.
В ближайшие дни различные бизнесы попробуют применить «покемоновую» тему, пристраиваясь к существующей игре (например, ЦУМ простимулирует охотников на покемонов). Но ажиотаж спадёт очень быстро, и уже через месяц-другой тех, кто будет звать «ловить покемонов на нашей вечеринке» посчитают эталонными слоупоками.
Однако, параллельно запустится и другой процесс. Массовая разработка собственных приложений на основе похожих игровых механик. Потому что теперь понятно, как это может работать.
Всплывёт подзабытое слово «геймификация». Вдруг станет понятно, что приложения с дополненной реальностью — это недорогой, но пока еще имеющий “Вау!-эффект” способ заставить покупателя поиграть в твое приложение. “Установи приложение, найди в магазине ценники с секретными кодами, получи скидку. Узнавай о новых акциях!”
Компании, устраивающие квесты, поймут, что это как раз для них — подсказки можно вешать в любых местах, не имея сложностей с закапыванием сундучка под брусчатку Красной площади.
Производители всяких продуктов и игрушек увидят золотую жилу — “поставь приложение и смотри мультики на каждой этикетке нашей газировки!”
Турсервисы и учреждения культуры начнут соревноваться в выпуске культурно-развлекательных приложений. Посмотри на улицу и читай пометки: «Кафе с национальной кухней», «Лучший бурритос в городе», «Здесь останавливался на ночь и был укушен клопами поэт Клюшкин».
Стартаперы традиционно кинутся делать агрегаторы разных мастей — наведи смартфон на торговый центр, получи список магазинов/акций/чего-то ещё. И, конечно же первыми будут купонные сервисы, которые совместят дополненную реальность с геопривязкой, и вы сможете, наведя смартфон на любой салон красоты или магазин, узнать, где можно приобрести их услуги по купону.
Продвинутые стартаперы сядут думать над универсальным приложением-сервисом, которое будет одно на всех. Новая многослойная среда с переключателями «показывать дополненную реальность по теме культура/криминал/история/акции/игры». Будут подключать к ней нейросети, анализ пользовательских маршрутов и предпочтений, да так и сгинут под километрами «почти готового» кода.
Это бесконечный список. Потому что глаза открылись, и теперь все захотят попробовать. И, к слову, когда через несколько лет все напробуются, станет очевидно, что смартфоны всё-таки неудобны для этого.
И вот тогда состоится триумфальное возвращение Google Glass и ему подобных.
Уже не как экзотики, а как обычных и повседневных девайсов.
Однако это лишь одна грань.
Вторая будет связана с осознанием открывающегося потенциала для манипулирования. Некоторые граждане уже словили паранойю насчёт того, как покемоны будут вскрывать места базирования ядерных ракетоносцев и наблюдать за стратегическими объектами. Но есть же ещё невиданные возможности для направления народных масс в нужное место и в нужное время. И, более того, продвинутые американские гопники уже успешно отжали десяток смартфонов, ловя наивных подростков «на живца».
А что, если устроить массовую ловлю чего-то очень «ценного» в каком-то особом месте, как это случилось недавно в парке Сиэтла? Можно собрать толпу, заблокировать движение, устроить давку или провокацию... А ещё можно парализовать охрану чего-нибудь важного.
Очевидно, что скоро появятся «правила безопасности для дополненной реальности, которым нужно будет учить детей и приравненных к ним взрослых. И ещё появятся группы граждан, требующих немедленно всё запретить.
Грань третья — регулирование.
«Реальная реальность» во всём мире регулируется. Виртуальная — где как, но опыт уже есть. А дополненная пока что в серой зоне. А между тем, всего за неделю своего существования покемономаны успели потоптаться по кладбищам, музеям и храмам. И это, понятное дело, нехорошо. Но кого призывать к ответу? И за что конкретно? Ведь «на самом деле» ничего как бы не было.
Кто ответит, если условный покемон будет посажен на проезжую часть и увлечённый ловец метнётся под колёса автобуса? В пропасть, кстати, уже падают.
Очевидно, что по мере появления всё новых и новых казусов будет нарастать потребность в правовой оценке использования дополненной реальности. И вот тут нас, российских граждан, ждёт новый вызов с уже предсказуемым результатом.
Соответствующие законодательные инициативы наверняка будут внесены уже в ближайшее время. Общество уже готово впитывать дополненную реальность, остается лишь вопрос, кто из нас сможет быстрее приспособиться к новым условиям рынка и извлечь максимальную пользу для себя и окружающих людей.
Развиваемся вместе!