Лидеры электронной коммерции

11 ноября 2019

OZON – старейший интернет-магазин, открывшийся в 1998 году как платформа для продажи книг. Они первыми реализовали систему оплаты электронными деньгами. В 2018 году компания показала стремительный рост, отчитавшись о рекордной выручке в 42,5 млрд рублей. Рост компании составил 73 %. Одна из причин этого – выход на рынок маркетплейсов. Как устроена инфраструктура OZON, что позволяет компании быть лучшими, какие конкуренты есть у компании – расскажем в этой статье.

Склады OZON

 

 

Крупнейший склад в OZON находится в Твери, там формируется 50% всех заказов. Как устроена работа на этом складе? Узнаем далее.

Основной элемент склада – мощный конвейер, перемещающий товар из одной рабочей зоны в другую. Общая протяженность линий 1,8км. В час по конвейеру проходит до 4000 товаров. Территория склада оборудована 5-уровневым мезонинным хранении, рассчитанным на 8,5 млн товаров.

Зона приема товара обслуживает 100 000 товаров в сутки. Попадая сюда товары сканируются, на каждый клеится штрихкод, после чего раскладываются по зонам: одежда и обувь, электроника, детские товары, продукты питания и т.д.

Зона хранения служит местом подбора товаров: собираются все заказанные товары в текущие сутки. Далее они отправляются на сортировку и сборку. Комплектовщик получает уведомление на терминал с указанием стеллажа, номером полки и ячейки, где расположен товар. Выбрав нужный товар в ячейке, сотрудник его сканирует и кладет в корзину. После этого на терминале появляется информация о новой задаче.

Товары, сложенные в корзине (ящике) по конвейеру отправляются в зону упаковки, где они сортируются по заказам вручную. После упаковки товары по конвейеру направляются на сортер, оборудованный сканером и динамическими весами.

 

 

На складе работает башмачный сортер – предмет гордости Тверского склада. Он взвешивает и сортирует посылки для отгрузки в сортировочные центры. Посылка перемещается по ленте с множеством «точек сброса». Конвейер снабжен датчиками объема, чтобы контролировать расстояние между посылками. Как только коробка приближается к своему месту, на ленте выдвигается «башмак», направляющий посылку к выходу, где ее встречает кладовщик, собирающий отправку в конкретном направлении. Сортер работает со скоростью 4500 посылок в час, 108 тыс. в сутки.

 

 

 

Кроме этого, в Твери работает робот автоупаковщик – он раскладывает товар по конвейер, размещая на каждом товаре RFID-метки. На выезде со склада стоят ворота, считывающие метки.

Дронов и роботов-погрузчиков на складе нет.

Региональную сеть складов Ozon начал развивать с 2016 года, открыв склады в Екатеринбурге и Казани (площадь складов 5000 км. м) В 2017 году был открыт склад в Краснодаре. Всего в распоряжении Озона около 100 000 кв м площадей для хранения товаров.

На сайте магазина представлено 24 категории товаров: Озон продает практически всё: от антиквариата до продуктов питания. Основа потребления в магазине – FMCG товары, которые нужны в хозяйстве. Вторая по популярности категория потребления – электроника и детские товары.

Сложнее всего пока продаются витамины и дорогие ювелирные украшения.

Кроме развития складской инфраструктуры, OZON активно работает над клиентским сервисом:

- Подписка Ozon Premium. Сегментирование аудитории показало, что обладатели премиального сегмента заказывают в 4 раза чаще и покупают больше, чем обычные пользователи и более высокий средний чек.

- Банковская карта Ozon Card. Озон карта позволяет копить кэшбек и оплачивать до 99% покупки баллами.

- Ozon Scan it – так называемые повторяемые покупки. Предназначена для товаров FMCG рынка – средства для мытья посуды, памперсы, шампуни, зубные пасты, корма для животных – всё то, что требует периодической замены. Озон с определенной периодичностью присылает клиентам письма-напоминания о том, что требуется замена товара.

- В компании Ozon активно используется машинное обучение для контроля закупок. Компания использует Big data для анализа поведения покупателей.

Магазин создает вокруг себя экосистему: подписка Premium и Ozon Card, сервис Ozon Invest, которые дает возможность получить необходимые для роста инвестиции и кредитоваться у покупателей, а также маркетинговая платформа для продвижения товаров на сайте Ozon.

В начале лета 2019 года Озон заключил договор с X5 retail group на размещение 4 тыс постаматов в сети Пятерочка до конца 2020 года.

 

 

Отметим, что уже 2,5 тыс. магазинов Х5 оборудованы пунктами выдачи заказов, через которые ежедневно выдается более 7 тыс. посылок. Всего с момента запуска платформы почтовых сервисов в продуктовых магазинах выдано более 1,1 млн посылок.

Оzon – ответственный работодатель. В компании работает внутренняя система обучения по ведению переговоров и повышению лидерских качеств. В московском офисе открыта школа по изучению английского языка, покупается проф. литература. По пятницам проводятся мастер-классы, концерты. Для сотрудников работает фитнес-центр, консультирует врач-терапевт.

 

 

Конкуренты OZON

В первой половине 2019 года рынок электронной торговли вырос на 26% (данные Data Insight) и составил 725 млрд рублей.

В начале ноября стало известно, что маркетплейс Joom начал продавать товары отечественных производителей. Основанный в 2016 году магазин специализировался на продажах товаров из Китая, Южной Кореи и Японии

Количество посетителей в месяц владельцы площадки оценивают в 25 млн. человек, 10 млн из которых – аудитория России. Ожидаемые срок доставки товаров от 1 дня. Среди логистических партнеров магазина – СДЭК, «Почта России», DPD, Boxberry.

Лидер интернет торговли в стране – Wildberries. В 2018 году оборот магазина увеличился на 72%, достигнув выручки 118 млрд рублей. В первом полугодии 2019 года оборот компании составил 85 млрд руб. По количеству заказов маркетплейс занимает 31% рынка электронной коммерции.

Причины роста – бесплатная доставка и низкая цена. В 2019 году магазин снизил комиссию для поставщиков с 38 до 19 %. Еще одно сильное преимущество магазина – сеть собственных распределительных центров, пунктов выдачи заказов и службы логистики. На конец 2019 года у маркетплейса 5 тыс пунктов выдачи по всей стране. Каждый месяц они открывают 300 новых точек. До конца 2020 количество пунктов выдачи планируется увеличить до 7 тыс.

 

 

На сайте Wildberries представлено 20 тыс брендов. Каждый день площадку посещают 3,5 млн человек. Они торгуют практически всем: одежда, книги, электроника. Исключения составляют скоропортящиеся продукты. В штате компании работают 25 тыс человек, 400 из которых – системные разработчики.

В марте 2019 года Wildberries в Подмосковном Подольске открыл первую очередь крупнейшего в стране распределительного центра. Площадь склада 48,5 тыс. кв. м. После завершения строительства общая площадь составит 145 тыс. кв. м. Склады смогут обслуживать до 1,5 млн посылок в день.

В апреле 2019 года компания анонсировала совместный проект с Минпромторгом по развитию малого предпринимательства. В рамках проекта в 6 городах открылись центры экспертизы e-commerce. В них проводятся мастер-классы и семинары по торговле через интернет. Компания заинтересована в развитии отечественных производителей – более 40% товаров магазина сделаны в России.

Беру — совместный проект Яндекса и Сбербанка, запущенный осенью 2018 года во второй половине 2019 года продает товаров на 2 млрд рублей в месяц. С магазином сотрудничают 3000 партнеров-производителей. В день совершается около 100 000 продаж. Эти показатели позволят площадке попасть в топ-15 крупнейших продавцов в стране.

Lamoda — крупный марктеплейс, ориентированный на продаже обуви и одежды. Ежедневно сайт магазина посещает 11 млн человек. У магазина есть собственная логистическая компания LM express с возможностью доставки в150 городов. В сентябре 2019 года первой в стране запустила виртуальную примерочную с использование технологии дополненной реальности.

Однако, прибыль компании падала 2 года подряд: в 2017 году чистые убытки компании составили 2,4 млрд рублей, в 2018 году выручка упала на 4,7 %. В начале 2019 компания вышла на безубыточность.

Goods.ru — маркетплейс компании «МВидео». Сотрудничает с 2000 интернет-магазинов. В магазине реализуют электронику, товары для дома, ремонта.

В 2020 году в стране заработает маркетплейс Loop, организованный лидерами FMCG рынка – Pepsi, Nestle, Procter&Gamble, Danone.

БУДУЩЕЕ Е-COMMERCE

Весь рынок электронной коммерции в России занимает около 5% от общего оборота торговли. Потенциал роста – огромный.

Безусловно, будущее за маркетплейсами – они позволяют клиенту получить огромный ассортимент товаров, а продавцам становится доступна разветвленная логическая инфраструктура и доступ к миллионам клиентов. Многие люди любят покупать товары без лишнего контакта – сам заказал, сам пришел забрал – это дополнительный плюс магазинов.

Аналогом привычного магазина станут пункты выдачи, которые уже действуют в Wildberries и Ozon. Количество постаматов выдачи товара и оффлайн-точек будет увеличиваться. В идеале пункты выдачи должны быть рядом с домом или даже в подъезде покупателя.

Еще один тренд будущего – продажа товаров в рассрочку. Многие маркетплейсы уже продают товары по карте рассрочки «Совесть».

Пока мировыми лидерами интернет торговли остается американский Amazon с выручкой 230 млрд долларов и китайский Alibaba – 40 млрд за 2018 год. У Amazona 80 складов по всему миру. Площади некоторых составляют 111 тыс. кв. м.

Смогут ли российские компании когда-нибудь приблизится к этим показателям? Вопрос далекого будущего.