По ту сторону Формулы-1. Как осуществляется логистика самого известного чемпионата в мире.

26 апреля 2017

Задумывались ли Вы когда-нибудь как осуществляется логистика такого мощного чемпионата, как «Формула-1»? – гарантируем, что нет. А мы Вам расскажем! Особенно актуально это в преддверии Сочинского этапа, до которого осталось менее 3 дней…

Вот уже в 4й раз Сочи станет хозяином этапа чемпионата автогонок «Формула-1». В 2017 году этап пройдет с 28 апреля по 1 мая, что примечательно, ведь в отличие от 2016 года, длительность проведения увеличена на одни сутки, а это еще один радостный день для болельщиков и прибыльный день для предпринимателей. Напомним, что в 2016 году Гран-при России в Сочи началось 29 апреля, а закончилось 1 мая победой немецкого гонщика Нико Росберга, представляющего команду Mercedes.

Когда зрители включают телевизор или важно восседают на трибунах трека и смотрят, например, пятничные тренировки на той или иной трассе, к этому моменту гоночного уик-энда уже всё идеально организовано и отлажено. Но чтобы добиться такого впечатляющего результата, организаторам гонок Формулы-1 и командам приходится приложить титанические усилия, и при этом, практически вся эта работа остаётся за кадром. Достаточно сказать, что когда Гран При проходит в Европе, то каждые две недели имущество команд и организаторов перевозят около 450 автопоездов(!)

 

 

В 2017 году очередной этап «Формулы-1» в Сочи может быть проведен в ночное время, в отличие от трех состоявшихся ранее. Ночной заезд, как следует из заявления организаторов, позволит привлечь к трансляции огромное число телезрителей. Более того, возможность посещения гонки также не обойдется без увеличения количества желающих.

 

Автодром в Сочи (на фото)

Главный архитектор «Сочи Автодром» является Герман Тильке, что само по себе уже событие. Немецкий разработчик гоночных трасс для состязаний «Формулы-1» за свою долгую карьеру спроектировал, например, «Трасса Америк» в США, «Истанбул Парк» в Турции, «Яс Марина» в ОАЭ, «Международный автодром Будды» в Индии и др. трассы. Помимо абсолютно новых автодромов, Герман Тильке принимал участие в работе над перестройкой различных гоночных трасс, построенных по всему миру. Многие эксперты отмечают его «Сочи Автодром» и называют данную трассу одной из самых лучших среди существующих на сегодняшний день. Отдельно специалисты выделяют максимальное удобство управления болидом на каждом участке круга во время заездов.

На прямых участках гоночной трассы «Сочи Автодром» есть возможность разогнать скорость до 330 км/ч, а то и до 340-350. Разгон до 100 км/ч некоторые гонщики, участвовавшие в гран-при России, брали всего за 1,7 с. В целом, автогонщики, дошедшие до финиша, за весь этап гонки проезжают свыше 300 км. Количество болельщиков, расположенных по периметру автодрома — больше 40 тысяч.

Известно, что контракт, заключенный между организаторами гран-при России в Сочи и руководством «Формулы-1», подразумевает ежегодное проведение этапа чемпионата мира на территории РФ вплоть до 2020 года.

 

Автодром в Сочи (на фото)

 

Гран-при в Сочи пройдет с 28 апреля по 1 мая. Купить билеты можно уже сейчас на официальном сайте и у представителей организаторов.

 

Но что же происходит до старта гонок? Как организаторы и участники готовятся к мероприятию, ведь участие проходит каждые две-три недели в абсолютно разных уголках мира! В календаре Формулы уже более 20 этапов, раскиданных по всему свету. Но перед тем, как 24 гоночных болида выйдут на старт, их нужно привезти на трассу. А вместе с ними еще несколько десятков тонн оборудования – грузовиками, самолетами, пароходами… В новостях, связанных с современным автоспортом, часто фигурирует понятие «логистика». Но далеко не всем понятно, в чем ее специфика. А ведь эти ребята – настоящие профессионалы в своей сфере наравне с автопилотами!

Таблица чемпионата Формулы-1 2017

 

 

Подготовка к европейским этапам

 

Как правило, гоночный уикенд Формулы-1 начинается в пятницу. Но совсем не в ту, когда пилоты выезжают на тренировку на трек. Первые грузовики с оборудованием команд отправляются на трассу неделей раньше. Большинство автоцентров базируется в Великобритании, поэтому добираются до гонок они через Францию. По французским законам, грузовики не могут ездить по территории страны в воскресенье, а значит большая часть фур должна миновать ее до вечера субботы.

 

 

«Если нужно преодолеть большую дистанцию, а времени в обрез, например, при переезде из Шпильберга в Сильверстоун или из Спа в Монцу, то каждый наш тягач посменно ведут три шофёра», – объясняет Беат Цендер, тим-менеджер команды Sauber. – Поскольку жёсткий график не позволяет делать долгие перерывы на отдых, то семь тягачей, которые перевозят наш моторхоум, сопровождает отдельный автобус со спальными местами. На остановках наши водители сменяют друг друга максимально оперативно».

 

 

 

Весьма занимательный момент – погрузка всего необходимо оборудования. Для каждой грузовой машины у команды имеется определенный перечень того, что необходимо загрузить именно туда: двигатели, коробки передач, аэродинамические крылья и многое другое – все должно быть на своем месте. Поэтому главное правило логистов на командных базах – «ничего не забыть». Ведь в противном случае «забытая вещь» может обнаружиться только при полной разгрузке всех траков, а дополнительные издержки на заказ отдельного чартера и доставку этой детали не нужны никому. Во избежание подобных ситуаций к каждому загружаемому грузовику приставлен отдельный специалист, который фиксирует наличие всех необходимых деталей и оборудования. Число траков сильно варьируется: у команд с небольшим бюджетом их число редко превышает десять, в то время как у «Мерседеса», «Ред Булл» и «Феррари» зачастую переваливает за двадцать.

 

 

 

 

Зачем так много? Во-первых, в каждой команде есть трак с наивысшим приоритетом. Он разделяется на два уровня: верхний предназначен для болидов и шасси, вокруг которого при чрезвычайной ситуации можно собрать машину; нижний отсек создан для различного оборудования, необходимого для обслуживания болидов – топливные шланги, гайковерты и другие инструменты. Еще два грузовика перевозят все оснащение для обустройства гаражей в паддоке, а также экипировку пилотов. Несколько траков нужны для перевозки моторхоумов-конструкторов (презентационных павильонов). Помимо этого, на многих Гран-при помимо самих гонок проводятся разнообразные мероприятия, направленные на привлечение фанатов, соответственно, несколько траков требуется на транспортировку сборного развлекательного центра. Специфика груза остальных грузовиков часто различается. Добавим, что топливо и шины доставляются до трассы официальными партнерами «Ф-1», команды не имеют к этому прямого отношения.

 

Боевые автомобили команды Ф-1 отправляют на Гран-при в понедельник, чтобы к среде, за два дня до начала первых официальных тренировок, они были уже на трассе. В среду приезжают на автодром и сами гонщики.

 

 

 

В этих трейлерах располагаются комнаты для брифингов, офисы IT-персонала, в отдельных случаях – офисы пресс-служб, сотрудников службы маркетинга и личные комнаты пилотов. Здесь же хранятся запасные детали для болидов. Обычно между двумя грузовиками надстраивается подвесная конструкция – таким образом команды получают полноценные вторые этажи. Парковка двух таких RT – задача не из легких. Для того чтобы можно было построить между ними целый этаж, нужна филигранная точность до сантиметра!

 

Дальнобойщики, перегоняющие оборудование, не являются сотрудниками команд. Чаще всего, это водители крупных логистических фирм. Например, к Mercedes AMG летом прикреплены 23 водителя компании Eddie Stobart, одной из крупнейших логистических компаний в Великобритании.

 

 

Моторхоумы

 

Например, у команды Caterham один из самых простых «домов», который собирается следующим образом: два грузовика встают рядом и первый этаж образуют собой собственно фуры. Там располагается небольшая переговорная, две комнаты пилотов, туалет и кухня. На крышах надстроен второй уровень. Это гостевая зона команды, где расставлены диваны, столы и стулья. Дополнительная лестница ведет на кухню.

 

Моторхоум продолжает работать после окончания гонки еще несколько часов. Разбирать его начинают утром в понедельник. По частям моторхоум Caterham уезжает с автодрома в понедельник днем. Одним из первых среди остальных команд.

 

motorhome команды Ferrari-Marlboro

 

 

Позже всех с трассы уезжает Red Bull. Если моторхоум Caterham можно разобрать за полдня и перевезти тремя грузовиками, то у чемпионской команды хлопот намного больше. Чтобы собрать Energy Station, огромный трехэтажный моторхоум команд Red Bull Racing и Toro Rosso, нужны три дня и усилия 32 человек. Только одну такую «станцию» перевозят 28 грузовиков!
Примерно столько же времени требуется McLaren, моторхоум которой составлен из семи грузовиков. Собрать и разобрать его можно за три-четыре дня!

 

motorhome команды McLaren-Mercedes

 

 

Mоторхоум - McLaren Mercedes Brand Centre. 18 метров в длину, 14 метров в ширину, три этажа. Внутри – две комнаты пилотов, с личным туалетными комнатами и душевыми кабинами, кабинет руководителя команды, две переговорные, медицинский кабинет, пять офисов, комната для технического персонала, две дополнительные уборные. На первом этаже – кухня и гостевая зона на 60 человек. Всего в моторхоуме 140 «посадочных мест». На трех уровнях развешаны более 50 плазменных панелей. Чтобы собрать Brand Centre, требуется 35 часов непрерывной работы, разобрать – 22 часа.

 

Подготовка к континентальным этапам

 

Ещё одна важнейшая задача – составление плана авиаперевозок машин и оборудования, когда гонки проходят за пределами Европы. «Улетай отсюда» или «Fly away» – термин, которым в Формуле-1 именуют гонки, проходящие за пределами Европы. Перевезти оборудование на грузовиках на такие этапы, естественно, невозможно. Логистика таких Гран-при значительно сложнее. Большую часть оборудования команды отправляют самолетами. В общей сложности груз каждой из команд составляет около 30 тонн.

 

В сентябре каждого года, как только публикуется предварительная версия календаря следующего сезона, сотрудники-логисты занимаются бронированием авиабилетов и ведут переговоры напрямую с авиакомпаниями: «В первую очередь надо разобраться со сложными перелётами. Например, в Сочи и Баку не так много рейсов, и особенно непросто заказать удобные билеты на понедельник, когда все стремятся вернуться домой» - объясняет Беат Цендер, менеджер команды Sauber.

 

При составлении плана перелётов для всей команды нужно также учитывать вероятность отмены каких-то рейсов – материальная компенсация за это отдельно оговаривается в контракте с перевозчиком. Искусство эксперта по логистике в том и заключается, чтобы учесть все факторы и в итоге заказать билеты, которые позволят команде гарантированно добраться до места проведения гонки как можно быстрее, и чтобы это обошлось как можно дешевле.

Но билеты – это ещё не всё: также нужно позаботиться о визах, аренде прочего автотранспорта, организации трансферов, а в каких-то случаях – даже о вакцинации сотрудников.

 

В соответствии с тем, что базы восьми команд расположены в Великобритании, двух – в Италии и одной в Швейцарии, было выбрано два координирующих центра DHL (основного воздушно-транспортного партнера-грузоперевозчика гонок Формулы-1): в Лондоне и Мюнхене. Соответственно, команды транспортируют свой груз до этих центров, где зона ответственности переходит к провайдеру.

 

Стандартно, на перевозку всего оборудования всех команд требуется 5 грузовых самолетов, поэтому масштаб работы действительно велик. Каждая деталь требует бережного отношения к себе, и ради этого в компании имеется собственный штаб инженеров, который разрабатывает специфические технологии для наиболее качественной транспортировки груза. Также на провайдере лежит вся ответственность за взаимодействие с таможенными органами других государств. Все операции, связанные с таможней, должны укладываться в 2-3 часа, поэтому компания должна постоянно следить за изменением таможенных законодательств других стран и докладывать командам обо всех документах, которые необходимо оформить дополнительно. Стоит заметить, что провайдер также ответственен за все телевизионное оборудование, которое, к тому же, требует долгой и кропотливой установки, и его необходимо доставить за полторы недели до начала Гран-при.

 

 

Транспортировка грузов по воздуху обходится особенно дорого. На выездные Гран При, например, команда Sauber высылает от 23 до 25 тонн оборудования и запасных частей, плюс задолго до гонки морским транспортом отправляется стандартный 40-футовый контейнер, а большие команды как Reb Bull и McLaren в два раза больше. Стоит помнить, что сроки для всех одни, а на все планы по транспортировке закладывают как минимум 45 суток.

 

Поскольку интервалы между гонками короткие, всем командам нужно пять таких комплектов оборудования, которые морем заранее отправляются на разные этапы чемпионата. Уже в середине января первые контейнеры отгружаются в направлении Мельбурна, в начале февраля – в Шанхай. После Гран При Австралии этот же контейнер высылается напрямую в Монреаль.

 

Командные «хитрости»

 

Здесь речь идет об оборудовании, необходимом для нормального функционирования команды в целом: частей моторхоума, столовых, развлекательных инсталляциях. К примеру, после Гран-при Австралии все данные конструкции погружаются на борт корабля и транспортируются сразу в Канаду, оттуда в Сингапур, а затем в Бразилию и снова в Австралию. И таких циклов может быть несколько. Кроме того, важный вопрос, связанный с поставками еды, воды, а также необходимой канцелярии команды решают посредством заключения контракта с обслуживающими компаниями, а те, в свою очередь, занимаются поиском наиболее надежных поставщиков необходимого товара в регионах, где проходят гонки.

Оценить масштабы логистики в «Формуле-1» поможет инфографика. 

 

 

Вся гоночная команда курсирует по миру непрерывно в течение всего года - это люди, которые заранее готовы к долгосрочным командировкам. Некоторые члены команд не бывают дома по 2-3 месяца. Существуют так же подразделения менеджеров и механиков, которые контролируют процесс из центрального офиса и курируют нововые разработки, изобретение которых не останавливается ни на минуту. 

 

Как мы видим, скорость и сноровка - это прерогатива не только профессиональных гонщиков - это лишь видимая обложка. Успех каждой гонки целиком и полностью зависит от слаженной работы организма всей команды, где каждый сотрудник важен и влияет на результат!

 

Уникальные технологии региональной логистики