Новости

Блокчейн - как технология будущего будет использована в логистике


За последние полтора года, пожалуй, нет ни одного человека, кто бы не слышал о биткоине, о криптовалютах и технологии блокчейн. Криптовалюта постепенно проникает в повседневную обыденную жизнь людей. Некоторые магазины бытовой техники и даже рестораны начали принимать криптовалюту вместо привычных денег. Технология blockchain нашла применение и в сфере логистики.

Для начала давайте разберемся по подробней, что же такое блокчейн.

Принцип работы блокчейн

В 2009 году человек (или группа хакеров), под псевдонимом Сатоши Накамото, создал первую цифровую валюту – Биткоин. В этой системе деньги были лишь инструментом учета, методом абстрагирования стоимости, назначения собственности и предоставления средств для совершения сделок.

Это было предвестником появления блокчейна.

 

Согласно определению из Википедии: Блокчейн – это выстроенная по определённым правилам непрерывная последовательная цепочка, либо блок связанных цепочек, содержащих информацию. Как правило, копии цепочек блокчейнов хранятся независимо друг от друга на огромном количестве компьютеров. Здесь любая передача информации происходит в виде цепочки блоков (block – блок, chain – цепь), где каждый блок всегда содержит информацию о предыдущем блоке.

Каждая сделка или транзакция записывается и добавляется в цепочку распределенной базы данных как новый фрагмент, которому вручную присваивается уникальный многозначный числовой шифр. Этот фрагмент хранит данные о дате, времени, участниках, сумме сделки, информации о всей сети.

Его можно представить как учетную книгу, которая есть у каждого участника события и которая постоянно обновляется. По сути, в эту книгу можно вписать любое событие — от финансовых операций с криптовалютами Bitcoin, Etherum и т. д. до результатов голосования на выборах президента или идентификационных данных.

Особенность блокчейна в том, что страницы (блоки) этой книги одновременно хранятся у всех пользователей сети, постоянно обновляются и ссылаются на старые страницы. И если кто-то попытается обмануть систему, вырвав или вклеив в книгу какую-то страницу, то система сразу же обратиться к десяткам тысяч других версий этой книги и обнаружит несоответствие в структуре блоков.

Базовая система блокчейна представляет из себя постоянно растущую последовательность блоков, которые разделяются между участниками с помощью пиринговых сетей, которыми большинство людей пользуются для скачки и раздачи торрентов.

Вот так может выглядеть цепочка событий (блокчейн) в логистике

 

В каждый блок добавляется временная отметка (хэш-сумма), которую проще всего представить как уникальный отпечаток пальца. Эти блоки строго в определенном порядке складываются в цепочки («blockchain»?—?буквально «цепь блоков»). Если попытаться переставить последовательность блоков, то система отвергнет цепь из-за несоответствия структуры и хеш-суммы. Чтобы никто не мог изменить временную отметку и пересчитать хэш-сумму, которая будет правильной с точки зрения системы, блокчейн использует несколько способов защиты: Proof of Work (PoW, доказательство работы) и Proof of Stake (PoS, доказательство владения).

 

 

 

Преимущества применения Blockchain в логистике

Транспортная логистика – часть сферы международных перевозок.

Процесс доставки грузов зачастую не обходится без подводных камней.

Проблема поиска машин и грузов для обеих сторон остается актуальной, не смотря на развитие интернет технологий. Этим и пользуются посредники. Наличие цепочки лишних людей повышает стоимость перевозки. Кроме того, из-за отсутствия у владельца возможности контролировать груз в пути на рынке во всю процветают контрабанда и серые схемы.

Процесс доставки осложнен взаимодействием между чиновниками, логистами и экспедиторами. Ситуацию усугубляют таможенные вопросы и бумажная волокита, связанная с разрешительной документацией и декларированием грузов.

Эти проблемы может решить внедрение блокчейна, который может изменить рабочий процесс транспортирования грузов.

Вот основные преимущества технологии блокчейн в логистике:

  • Позволяет удешевить логистику;
  • Исключает возможность подделки данных. Заведенный единожды документ, например, коносамент, расписка или сертификат соответствия, остается в системе в первоначальном виде навсегда;
  • Устраняет ненужных посредников;
  • Предотвращает неправильную маркировку незаконных товаров и других попыток мошенничества;
  • Позволяет на порядок сократить время на документооборот, быстро находить то звено перевозки, где была допущена ошибка, и сократить затраты бизнеса из-за потерь.

 

Примеры Blockchain в логистике

Наиболее известная программа блокчейнов в логистике связана с Maersk и IBM. Они сосредоточились на создании цифрового распределенного регистра, чтобы создать единое электронное место, гдеможно было разместить все документы, связанные с отгрузкой.

 

В компании Maersk приступили к испытанию технологии на нескольких маршрутах контейнерных линиях, уже готовятся получить многомиллиардную экономию при успешном внедрении блокчейна. По статистике до 90% внешнеторгового товарооборота в мире перевозят в контейнерах. При доставке каждого из них участвует около 30 звеньев логистической цепи (включая грузоотправителей, перевозчиков, грузополучателей, контролирующие и таможенные органы), между которыми происходит более 200 единиц информационных взаимодействий.

В Maersk предполагают, что свою запись в блокчейн каждого из звеньев цепи можно будет вести при помощи смартфона, что, в свою очередь, упразднит необходимость оформлять сотни тысяч сопроводительной документации на каждом этапе пути. Внедрение цифровой технологии обмена и хранения данных в режиме реального времени могло бы совершить настоящий прорыв в цепях поставок.
Технология поможет измерять не только местоположение, но и влажность, температуру и состояние электропитания в режиме реального времени.

Грузоперевозчик FedEx начал сотрудничать с Blockchain in Transport Alliance. На начало февраля 2018 года компания работает над реализацией пилотного проекта для хранения данных. Он позволит определить, какие данные нужны для постоянного реестра, которые в дальнейшем будут использовать для решения споров между клиентами компании. Платформы на блокчейне помогут эффективней отслеживать клиентам посылки не только когда ими занимается FedEx но и на каждом этапе поставок.

Ритейлер Wal Mart одним из первых поверил в перспективность технологии blockchain. Здесь тестируют новую технологию IBM на поставках свинины в Китае и манго в США. В компании полагают, что внедрение блокчейн обеспечит безопасность поставляемых продуктов питания и повысит эффективность управления запасами, что Wal Mart считает особенно важным после вспышки кишечной инфекции в 2006 году. В то время, в эпоху использования бумажного документооборота, на поиск источника инфекции у компании ушло порядка двух недель. С помощью блокчейн можно будет получить информацию о любой партии товара, находящейся в базе данных, за считанные секунды.

 

 

Компания EverLadger использует blockchain для подтверждения источника происхождения в торговле алмазами в цепочке поставок.

Британский стартап Provenance при помощи технологии blockchain контролирует ловлю и доставку тунца, отслеживая движение товара.

С 2016 года порт Роттердам проводит испытание технологии Blockchain logistics. Это поможет в развитии уровня прозрачности в отрасли. Проект поддержали более 15 компаний частного и государственного сектора, находящихся в Нидерландах, при содействии Министерства по экономическим вопросам.

Wells Fargo, Brighann Cotton и Commonwealth Bank of Australia в конце 2016 года провели совместный логистический эксперимент. В ходе эксперимента 88 тюков хлопка на сумму в 35 тыс. долл. были доставлены из США в Китай. Товар был выгружен в порту Циндао, после путешествия в 11 тыс. км. В результате компании получили подтверждение того, что совокупность технологий блокчейн и «умные» контракты, приносят бизнесу реальную выгоду.

Порт Антверпена в июне 2017 года объявил о запуске пилотного блокчейн-проекта, с целью оптимизации логистических процессов. Тестирование проводится в сотрудничестве с blockchain-стартапом T-Mining. Они полагают, что технология blockchain способна повысить прозрачность обмена данными и ускорить взаимодействие между участниками логистических процессов и клиентами порта. Это, в свою очередь, сведет к минимуму вероятность каких-либо манипуляций данными.

Российская компания «Газпром нефть» протестировала блокчейн в логистике материально-технических ресурсов – технологию применили при доставке трубопроводной арматуры из Великого Новгорода на платформу «Приразломная» в Печорском море.

«На запорную арматуру были установлены радиочастотные метки (RFID) и датчик спутникового позиционирования (GPS). На этапе отгрузки с завода-производителя в Великом Новгороде после считывания RFID меток был сформирован документ с информацией о поставке. GPS датчик позволил контролировать движение груза на базу хранения в Мурманске, скорость его перемещения, количество и продолжительность остановок в пути. Все полученные с устройств данные были зафиксированы смарт-контрактом и отражены в блокчейне», – отметили представители «Газпром нефть».

Информация о складских и транспортных операциях – приемка продукции на склад, перемещение на причал для погрузки, доставка обратно на платформу – передавалась аналогичным образом.

 

Перспективы Blockсhain

В настоящее время еще несколько портов и перевозчиков объявили о том, что изучают возможности применения публичного реестра. Порт Роттердам анонсировал, что будет тестировать различные варианты использования блокчейна в течение двух лет. Сингапурский морской перевозчик PIL и порт Сингапура взяли в партнеры IBM, чтобы войти в тему. Air France собирается хранить в «цепи» информацию о запасных частях и расходных материалах, разбросанных по всему миру.

В России первые блокчейн-проекты в логистике планируются запустить в 2018 году. Некоторые компании-перевозчики планируют использовать их с целью оптимизации документооборота, как это делает Maersk. Еще пару стартапов намерены устроить биржи, на которых грузовладельцы смогут найти перевозчиков, а те, соответственно, клиентов.

В заключении

Исследования, проведенные DSCI и APQC, показывают, что только 1% ответивших организаций в настоящее время использует блок-цепь в своих операциях цепочки поставок, и только 35% в настоящее время изучают использование блокчейна. Из опрошенных (в обоих исследованиях) почти 50% организаций не используют или не изучают блок-цепь или ее возможности.

Одна из причин таких цифр связана с тем, что технология слишком нова. Биткойн и блокчейн были восприняты всерьез широкой общественностью последние только пару лет назад. По мере распространения большего количества информации о технологии, заинтересованность компаний будет лучше переводиться в инвестиции.

Внедрение Blockchain в логистику обеспечит сохранность данных, защиту репозитория документов от взлома, устранит возможность внесения изменения информации о ходе перевозки. Такая система определённо может сократить задержки доставки и уменьшить вероятность мошенничества, сохраняя миллиарды долларов всем участником цепи перевозок. Согласно Всемирной Торговой Организации, устранение барьеров в цепи международных поставок товаров позволит увеличить мировой ВВП на 5% и общий объём перевозок на 15%.

Уникальные технологии региональной логистики