2019
Робот в переводе с чешского robota – устройство пневматического, гидравлического или электромеханического принципа действия, назначение которого – замена человека в промышленности, в том числе и на современных складах.
Мы уже писали о том, как Почта России начнет использовать сортировочные роботы отечественной разработки, читайте здесь . А также про потенциал роботов как персонала будущего в логистике, смотрите здесь.
Что происходит в складской робототехнике, как машины рука об руку трудятся с людьми, какие перспективы у этого направления – расскажем далее.
Компания Symbotic производит автономных роботов, которые сортируют и перемещают товары по всему складу. Они заезжают в проходы, способны взаимодействовать с обычными роботами, которые двигаются только по заданной траектории.
Онлайн-ритейлер Ocado из Британии использует автоматизированную систему сборки заказов. Территория склада состоит из многоуровневых ярусов, заполненных ячейками с продукцией. Логистический робот ездит на верхнем уровне, находит требуемый товар в ячейках, собирает заказ и отвозит его человеку для дальнейшей упаковки.
Аmazon применяет роботов на своих складах с 2014 года – тогда это были системы от Kiva System s(теперь – Amazon Robotics), перемещающие паллеты. На 2019 год в компании трудятся более 100 тыс. роботов. Кроме того, на складах компании реализована автоматическая система слежения, которая оценивает скорость работы персонала. Неэффективным сотрудникам выдаются предупреждений, а худших – система увольняет. На 2019 год у Amazon 75 складов и 125 тыс. человек персонала – пока больше, чем роботов.
В августе 2018 года Amazon запатентовал роботов-кладовщиков, похожих на медуз. По-сути это беспилотник с виброподушкой, автономным модулем управления. «Медуза» перемещает товар по складу, помнит точку сбора товара и места назначения. Так же он умеет анализировать свободные места на складе.
Китайская компания JD.соm открыла роботизированную курьерскую станцию. На складе в 600 кв. м. работает 20 курьеров-роботов. Они возят доставку в радиусе 5 км от склада.
На складе Aviator в Германии в Герстхофене все операций выполняются роботизированные системы: начиная от взвешивания товаров и автоматического замера, заканчивая складированием его на стеллажах. Люди приходят на склад только чтобы провести сервисное обслуживание техники.
DHL Supply Chain в декабре 2018 года объявила о инвестициях в размере 300 млн. долларов в модернизацию 60% складов на территории Северной Америки. Роботы будут использоваться для сортировки грузов.
В 2018 году в Китае произвели свыше 100 тыс. роботов — больше, чем в США и Европе, вместе взятых. На одном из складов в Хучжоу гигант интернет торговли Alibaba использует роботов для сортировки товаров. Они управляются с помощью wi-fi, разворачиваться на 360 градусов и обходить препятствия на пути благодаря специальным сенсорам. Когда уровень разряда батареи подходит к концу, роботы самостоятельно направляются на зарядную станцию. Достаточно 5 минут зарядки, и устройство сможет проработать еще несколько часов.
Тайваньская компания Foxconn (производитель Apple) за период с 2012 по 2016 год сократило 400 тыс. рабочих, заменив их роботами. К 2020 году они планируют автоматизировать производство на 30%.
Сaper — умная тележка для супермаркетов от одноименного стартапа из Калифорнии. В тележку встроена камера, которая распознает штрих-код. Тележка имеет систему глубокого обучения и сможет «вычислить» товар по изображению и весу. Сенсоры следят за тем, что за товар помещен в корзину. В тележку встроен терминал оплаты смартфоном или пластиковой карты. В устройство вмонтирована интерактивная карта магазина – она «проложит» покупателю путь до нужного товара, а также сообщит об акциях и специальных предложениях. Умные тележки используются уже в 2-х магазинах в Нью-Йорке. До конца 2019 года производитель поставит тележки в 150 магазинов.
Роботы-тележки отбирают товары с конвейерной ленты, сканируют и распределяют по лоткам, ориентируясь на определенные пин-коды. Оборудованные механизмом рольганга могут разгружаться сами, раскладывать груз по полкам или собирать в контейнер. Так, движущиеся аппараты AGV сортируют 4500 пакетов в час, что в 10 раз эффективней ручного труда.
Паллетайзеры – это манипуляторы для автоматического захвата и размещения товаров на паллеты. Могут укладывать со скоростью 20 товаров в минуту. Оптимальны для мест, где многократно повторяются одни и те же действия. Создают многослойные паллеты. Преимущество этих машин – возможность работы с большим весом. Радиус захвата коробок с продукцией – 360 градусов, т.к. манипулятор двигается по кругу. Укладывают разные виды грузов одновременно. Роботы-штабелеры созданы для укладки и спуска грузов. Могут комлектовать товары штучной продукции, отлично сочетаются с подвесными монорельсами, тележками-роботами.
Роботы-сортировщики – реализуются в системах онлайн-торговли. Для корректной работы им необходима цифровая база изображений всех предметов. Требуют установки на складе отражательных или беспроводных меток на полках или стенах склада. Есть сортировщики с системой технического зрения.
Беспилотники участвуют в инвентаризации складов с высокими полками.
Буксировщики – перевозит крупные тележки, доставляет груз на большие расстояния.
Рационально использовать комплексные решения для автоматизации складов: паллетайзеры снимают товар и кладут его на тележки, которые перевозят товар к точке выдачи.
В России полная автоматизация складов – вопрос далекого будущего. Есть тренд на частичную автоматизацию процессов, без долгосрочных затрат. Внедряются погрузчики и роботизированные тележки, которые заменяют человека в одной цепочке процесса логистики.
В 2019 году в России количество вакансий кассиров снизилось на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Снижение спроса на труд кассиров связано с развитием онлайн-касс. В первую очередь, это касается сетей фастфуда и крупных сетей самообслуживания.
До конца года компания Декатлон перейдет на склады мини типа на 1500 кв.м. за счет автоматизации. На складах будут применять стеллажи системы «шаттл» - автономная мобильная платформа, которая будет двигаться по направляющим вглубь стеллажного ряда. Штабелер ставит шаттл в начало ряда. С пульта ду на шаттл подается команда, платформа поднимается, подхватывая паллету. Доезжая до свободного места ряда стеллажа, кладет поддон и возвращается назад.
Сеть «Лента» с компанией Promobot запустили совместный проект –сервисные роботы. Роботы будут передвигаться по залу, и информировать покупателей о новых акциях.
Российская компания Alfa Robotics производит автоматическую кассу самообслуживания ARC. Система снабжена интерактивным голосовым помощником, умеет распознавать лица и виды товаров.
В аэропорту Домодедово на складе временного хранения багажа завершается тестирование роботов компании Vanderlande . Новая система обеспечивает точность и безопасность доставки багажа к самолету. Склад состоит из12 трехметровых стеллажей, между которыми по рельсам перемещаются роботы со скоростью 14 км/ч. Сумки на поддонах снабжены микрочипами. Стальные щупы захватывают и переносят багаж на отдельном поддоне, что исключает риски потери или порчи багажа. Длина багажной ленты интеллектуальной системы – 15 км.
Роботизированный склад – неизбежная перспектива логистики будущего. Ожидается, что оборот в этом секторе с 8,5 млрд. долл. в 2016 году вырастет до 30 млрд. к 2025-му году.
В Европе можно проследить тенденцию на увеличение площадей складов. Поэтому ожидается рост на использование RFID технологий для определения местоположения. Каждая 5-я компания будет их использовать для упаковки, комплектации и управления запасами.
В Северной Америке большинство владельцев складов (94%) планируют к 2024 году в той или иной степени провести роботизацию своих помещений.
В России куда более скромные перспективы. Аналитики ГК «Ориентир» отмечают, что доля автоматизированных складов только в Московском регионе составляет пока только 6-7%. В Санкт-Петербурге эта цифра 4-5%. В регионах умных складов не более 1-3%.
Роботы – это не всегда безопасно. В декабре 2018 года 24 сотрудника склада Amazon попали в больницу из-за отравления газом для отпугивания медведей. Причиной тому стал складской робот, который проткнул баллон с токсичным газом. Совершенствования безопасности роботов – еще одна задача развития автоматизации складов.