Стартапы на службе логистики: как IT-сервисы могут помочь вырасти Вашему бизнесу.

Стартапы на службе логистики: как IT-сервисы могут помочь вырасти Вашему бизнесу.


Ранее мы уже писали о том, как необходимо меняться в быстро меняющихся условиях современного рынка. Сегодня же мы поговорим о самых свежих идеях в сфере IT, которые можно взять на вооружение, чтобы оптимизировать свой бизнес.

В настоящее время российский рынок логистических услуг достаточно насыщен. Логистика – одна из составляющих нашей повседневной жизни. Мы, сами того не замечая, сталкиваемся с ней при решении житейских задач, будь то поездки, покупки или ремонт – все это предполагает построение определенных процессов, управление которыми становится гораздо проще благодаря использованию различных IT-решений. 

Большое количество транспортных компаний, от федеральных до местечковых, которые в последнее время растут как грибы после дождя, до логистических операторов, концентрирующихся непосредственно на ответственном хранении груза и совсем небольших частных складов, сдающихся в аренду, воюют между собой за выбор клиента.

Конкуренция настолько высока, что зачастую участники рынка на арендованных ими площадках стоят друг на друге и в тоже время, настолько зависят друг от друга, что напоминают известковые блоки в пирамиде Хеопса и между ними не пролезет даже бумажный лист.

На сегодняшний день, в каталоге отраслевого интернет-портала Shopolog представлены 24 курьерские службы, 25 фулфилмент-операторов, 18 систем автоматизации доставки, 5 сервисов для трекинга отправлений, расчета стоимости доставки и печати бланков, 3 сети почтоматов и 4 системы для закупок по модели дропшиппинга.

В аналогичном каталоге E-commerce Solutions перечислены 27 курьерских служб, 7 транспортных компаний, 9 международных логистических служб, 16 фулфилмент-операторов, 12 систем автоматизации доставки, 7 сетей почтоматов, 4 системы управления складом (WMS) и 4 системы трекинга заказов. Потребителю остается лишь выбрать удобый сервис.

Но проблемы игроков на рынке, как симптомы осенней простуды, всегда одинаковы: грузы теряются на складах, повреждаются в процессе транспортировки, приходят не в срок и т.п. Проблемы стали настолько частыми, что теперь мы именуем их рабочими моментами. Но в этом ключе мы забываем, что исправляем собственные инфраструктурные недочеты, а не проблемы клиента, которые в этом разрезе, у нас как контрагента, при правильно настроенной работе, вообще не должны возникать.

Мы считаем себя клиентоориентированными, но монитор рабочего компьютера действует на нас как шоры на скаковую лошадь, и мы подменяем реальные проблемы клиента собственными инфраструктурными ошибками. И как оказывается ценности клиента - это далеко не всегда “привезти в срок, сохранить надежно и сократить затраты и время”.

Как расти в таком конкурентном, насыщенном, и в то же время, проблемном рынке?

Искать «информационные пустоты» и постараться вовремя их заполнять. Сегодня специфика входа на зрелый рынок заключается в организации различного рода стартапов, которые стараются нащупать пустующие ниши в зрелых отраслях B2B и хотят решить возникающие проблемы у конечного клиента, с последующей продажей крупным компаниям.

Одна из причин существенного отличия, или, «отставания» экономики России и стран СНГ от мировых лидеров – инертность мышления «нашего» бизнеса. Слишком долго наши страны жили в условиях плановой экономики. Все было решено: «кому», «куда», «когда» и «сколько». В то время как на Западе в конкурентной борьбе бизнес стремительно развивался, экспериментировал и эволюционировал.

В США инвесторы в технологические компании проявляют повышенный интерес к логистическим проектам. Оборот этой отрасли – более $1 трлн в год.

 

Какими же инновациями в логистике мы можем воспользоваться уже сегодня?

Группа бизнесменов из США, специализирующихся на логистике, решила запустить бизнес-акселератор а-ля Кремниевая долина, где стартапы будут разрабатывать новые идеи по оптимизации цепочки поставок. Проект получил название Dynamo. Не очень, конечно, звучное название с точки зрения русского языка, однако ребята настроены серьезно и делают ставку на стартапы, разрабатывающие самоуправляемые грузовые автомобили, дроны и программное обеспечение. Стартапам предлагается не только финансирование. Немалый плюс – участие в трехмесячной программе, в которую входит обсуждение их замыслов с компаниями из Чаттануги (бизнес-парк будет распологаться именно там). Промышленность в этом регионе бурно развивается, а сам город окружен дистрибуторскими узлами. Активно работают в регионе и FedEx, и UPS.

Основатель Amazon.com Джефф Безос, основатель eBay Пьер Омидяр и совладелец Uber Technologies Гарретт Кэмп недавно инвестировали в веб-сайт по фрахтованию Convoy из Сиэтла. Это своеобразный Uber для грузоперевозок: грузоотправители размещают заказ с описанием веса, объема и условий перевозки в приложении, а владельцы грузовиков откликаются на заявку. Традиционно подбором грузоперевозчика занимаются брокеры, которые порой они подряжают несколько сторонних компаний и имеют свой соответствующий процент. С использованием этого приложения экономия на транспортировке Ваших грузов, по словам основателя, составит 20-30%.

В прошлом году фонд Founders Fund основателя PayPal Питера Тиля вложил $20 млн в стартап по фрахтованию Flexport, разрабатывающий онлайновую систему управления доставкой и отслеживания грузов. Сервис предлагает полное отслеживание воздушных и морских перевозок, обеспечивая видимость и контроль над всей цепочкой поставок с помощью программного обеспечения. Брайан Хан, сооснователь Nomad Goods, рассказывает, что благодаря Flexport у него уходят считанные минуты на организацию доставки партии телефонных зарядок из Китая в США. Nomad Goods быстро растет, рассуждает Хан, и перспектива поставки товара с помощью традиционных экспедиторов пугает его своей сложностью: «Мы тут не пытаемся стать экспертами по логистике, мы всего лишь производитель, который хочет, чтобы его товар поставлялся вовремя».

Тель-авивский Freightos продает свои услуги обычным экспедиторам. Его ПО дает доступ к базе рейтингов перевозчиков, пошлин, топливных сборов и других издержек, которые позволяют точно и заранее просчитать цену услуг. Компания получила $9 млн венчурного финансирования.

Логистика в Юго-Восточной Азии похожа на ночной кошмар, пишут предприниматели, столкнувшиеся с поставкой товаров из Китая и Малайзии. Услуги по перевозке грузов предоставляет огромное количество компаний, в которых клиенту непросто разобраться. Сингапурский стартап Cargobase предложил решение, которое значительно облегчит жизнь нуждающимся в доставке грузов, в особенности интернет-магазинам.

Cargobase предложил связать напрямую фрахтовщиков и клиентов. Это платформа, на которой производители товаров могут выбрать подходящего себе перевозчика. Директор по продукту Ян Ван Де Бург (Jan van der Burgt) говорит, что «Cargobase исключает посредников между международным перевозчиком и компанией, нуждающейся в услугах перевозки». Пока платформа предлагает только авиаперевозчиков. Груз может быть любым — от автомобилей до мобильных телефонов.

Со слов Ван Де Бурга, компании тратят в этой сфере до $40 млрд, и это количество может быть сокращено на 50%, если у заказчиков будет достоверная и оперативная информация.

На Cargobase пользователи напрямую общаются с перевозчиками — есть сервис мгновенных сообщений. Заказчики могут отслеживать состояние отправленных грузов, публиковать заявки на услуги по перевозке и собирать на конкурсной основе предложения подрядчиков. Заказчики также могут публиковать отзывы о предоставленных услугах в профилях перевозчиков.

 

Как обстоят дела с IT стартапами на отечественном рынке?

Онлайн-сервис локальных перевозок в b2c-сегменте. Чтобы заказать перевозку по городу, нужно разместить заявку на сайте, после чего сервис автоматически рассчитает рекомендованную цену и покажет пользователю подходящих перевозчиков поблизости. Каждый водитель, который работает с сервисом, имеет установленное приложение Tona Driver. Особенность Tona заключается в том, что с его помощью можно найти перевозчика за 5 минут, сэкономив до 35% на стоимости перевозки и не потратив времени на звонки. Сейчас сервис работает на рынке Украины, к концу года планирует выход на рынок Индии.

 

Логистический агрегатор, который помогает компаниям найти перевозчика по заданному маршруту и в режиме реального времени выбрать конечную ставку на перевозку. Сервис рассчитывает итоговые цены не только на российские, но и международные грузоперевозки всеми видами транспорта. География iCanDeliver.ru охватывает Европу, Азию, США и Россию. В 2014 году бизнес-ангелы проинвестировали $3 млн в этот проект.

 

Автоматическое планирование маршрутов доставки на основании имеющихся заказов и автомобилей. Учитывает различные ограничения (временные окна, вес, объем, другой параметр груза, тип автомобиля) для экономии транспортных расходов. Также программа может использоваться для планирования маршрутов торговых представителей или курьеров. Сервис работает в странах СНГ и Европы.

 

Это программа управления логистикой для транспортно-экспедиционных компаний, осуществляет автомобильные и железнодорожные перевозки. Система уже более 3 лет успешно работает на литовском рынке и 1,5 года на белорусском рынке транспортно-экспедиторских услуг.

 

Система GPS-мониторинга, которая предоставляет возможность контролировать и отслеживать передвижение транспортного средства. Контроль можно произвести с любого сотового телефона или компьютера, который имеет доступ к интернету. GPS-мониторинг гарантирует высокий уровень экономии, снижение расходов на содержание автопарка до 30%, и уровень безопасности грузоперевозок также возрастает. Работает на рынке Украины.

 

Это корпоративный портал грузоперевозок. Изначально Sovtes создавался для сокращения телефонных переговоров при организации перевозки грузов, на которые уходило большая часть времени. Как утверждает директор по развитию Максим Севостьянов, на сегодняшний день компании удалось создать прозрачную систему закупок транспортных услуг, благодаря которой клиенты могут получить до 30% экономии. Sovtes обеспечивает полный учет затрат на перевозку грузов наемным транспортом, собирает все необходимые данные для последующего анализа и автоматически формирует оперативную отчетность в соответствии с требованиями клиента, предоставляя ее руководителю в назначенное время по электронной почте. Сервис работает на рынках Украины и России.

 

Платформа Mover — это не только новомодные фишки из сервисов по заказу такси или, как нынче модно, Uber like app, но и социальный агрегатор знаний и решений для абсолютно любых грузоперевозок. Здесь больше всего социально активных пользователей iPhone и безумное количество перевозчиков, совершенно по-разному оказывающих одну и ту же услугу. Цель сервиса — превратить кромешный ад грузоперевозок в слаженный механизм, в сервис, чем-то похожий на Siri, который не будет задавать лишних вопросов и просто перевезет ваш груз. Основатели сервися хотят чтобы жители крупных городов наконец-то обрели надежный инструмент для перевозок с возможностью получить грузовой автомобиль за 30 минут. Главная концепция приложения — минимум этапов до заказа машины и получение информации о грузе с помощью фотографии или видео. Второе преимущество — конечно, геолокация. Благодаря ей вы всегда знаете о местоположении своего груза.

 

Правильные технологии отрывают с руками», – говорит пресс-секретарь объединения 15 крупнейших линий, образующих Transpacific Stabilization Agreement. Аналитики предрекают, что экспедиторы, которые не освоят новые технологии, потеряют долю на рынке. «Технология в конце концов победит, как обычно, – говорит Алекс Ле Руа, аналитик компании Transport Intelligence. – Тот, кто не успеет, окажется за бортом».

 

РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ!

 

Мы используем файлы cookie. Они помогают улучшить ваше взаимодействие с сайтом. Вы можете отключить файлы cookie в настройках. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование файлов cookie. Подробнее