Транспортная логистика будущего: как беспилотники изменят рынок

16 мая 2016

Многие предприниматели считают, что перспективность любого бизнеса заключается в большой прибыли. Однако следует помнить, что с течением времени любой бизнес, если его не развивать, не вносить изюминку, становится традиционным, а значит, стоит на месте. Клиент же ищет то, что облегчит ему жизнь, а не просто решит текущую задачу. Это подтверждают истории всех успешных предпринимателей планеты и, особенно, умопомрачительные взлеты стартапов в последние пять лет.

Вышеизложенное касается и такого направления, как грузоперевозки и складская логистика. Реализация бизнес идей в этих сферах заслуживает особого внимания.

Европейцы, несмотря на преуспевающие в сфере инноваций восточные страны, такие как Китай, Япония, Малайзия, стараются не отставать в погоне за новыми технологиями.

В конце марта 2016 года логисты из Голландии получили интересный опыт - колонны беспилотных грузовиков проехали по части территории Евросоюза. Основная задача эксперимента заключалась в изучении возможности автоматизации международных перевозок.

В ходе эксперимента беспилотные грузовые автомобили с разных стран направлялись в Нидерланды. Беспилотники разных марок двигались под управлением водителей флагманов, остальные участники колонны могли отдыхать – их автомобили были оснащены автоматическими системами управления, которые повторяли действия головных фур.

Беспилотные грузовики в ЕС поддерживают по ряду понятных причин:

- Расход топлива беспилотников значительно меньше.

- Повышается безопасность дорожного движения при идеальной работе автоматических систем. Все автомобили движутся по одной идеальной траектории и повторяют маневры флагманов. Автомобили взаимодействуют с помощью wi-fi.

В опыте участвовали беспилотники таких автомобильных концернов как концернов «Volvo», «Volkswagen» и «Daimler».

Занимательно то, что беспилотники двигались в колоннах на расстоянии не более 10 метров, кроме того, такой способ передвижения, по мнению экспертов, приводит к сокращению затрат топлива приблизительно на 15%. По мнению политиков Европейского Союза, беспилотные грузовики станут полноправными участниками транспортного сообщества к 2030 году. У производителей еще более оптимистичные взгляды – к 2020 году беспилотные грузовики станут обычным явлением.

 

А как обстоят дела с беспилотными грузоперевозками в России и странах СНГ?

В прошлом году на одной из профильных выставок компания «БелАЗ» представила беспилотный самосвал, который прошел на отлично заводские испытания. Автономная работа автомобиля происходит благодаря системе GPS/ГЛОНАСС. Безусловно, контроль над работой самосвала осуществляется человеком, однако, как утверждают разработчики, один оператор может легко управлять четырьмя – пятью роботизированными самосвалами.

Уже к 2018 году две российские трассы приспособят для практических испытаний грузовых беспилотников: более 40 км федеральной автодороги А-290 «Керчь-Новороссийск», включая Керченский мост, и участок трассы М-7 между Казанью и Набережными Челнами будут оборудованы инфраструктурой для движения беспилотных машин.

Трассу Казань - Набережные Челны планируется модернизировать для беспилотников уже в нынешнем году, сообщил глава Росавтодора Роман Старовойт на лекции в Балтийском Государственном технического университете «Военмех» им. Устинова.

Для адаптации трасс планируется использовать результаты финского проекта Aurora. В феврале 2015 года Росавтодор и Агентство транспорта Финляндии заключили соглашение о совместной реализации передовых технологий для беспилотного транспорта. Аналогичная система уже была протестирована в США в Калифорнии. При ее внедрении в Финляндии и России будет учтена климатическая специфика Европы.

Согласно описанию проекта Aurora на сайте snowbox.fi, он состоит из четырех субпроектов: интеллектуальная автоматизация трафика (двухступенчатое тестирование экосистем в зимних условиях и с различными службами); цифровая дорожная инфраструктура (информация, связанная с состоянием дорог, погодных условий и трафика, которая может быть распространена среди разработчиков приложений и управления трафиком); мониторинг и контроль техобслуживания дорог в режиме реального времени и мобильный сервис для туристов и местных жителей, без необходимости в личном автомобиле. На первом этапе проекта подпроекты запускаются в виде отдельных пакетов, но на более поздних этапах они будут интегрированы в единую интеллектуальную экосистему трафика.

В Финляндии проводятся испытания системы на базе беспилотников производства Volvo и Mercedes, в России же будут использовать грузовики «КамАЗ». Именно этим, по словам Романа Старовойта, обусловлен выбор Росавтодора по внедрению инфраструктуры для беспилотников на части федеральной трассы М-7 «Волга» между Набережными Челнами и Казанью.

 

«КамАЗ» с июня 2015 года испытывает беспилотные грузовики, которые он разрабатывает совместно с IT-компанией «ВИСТ Групп». В июне 2015 года к проекту, названному «Авторобот», подключилась еще одна IT-компания - Cognitive Technologies.

Руководитель департамента беспилотных транспортных средств компании Cognitive Technologies (партнер «КамАЗа» по проекту «Авторобот») Юрий Минкин пояснил, что инфраструктура для движения беспилотных транспортных средств (БПТС) должна включать в себя выделенную полосу с необходимым качеством дорожного покрытия, разметки, дорожных знаков, удовлетворяющих существующим требованиям и нормативам безопасности.

Сейчас в мире для передвижения беспилотников используются два вида систем навигации. Одна основана на использовании инфраструктурных объектов, которые могут быть встроены в дорогу или находиться рядом с трассой (такую технологию, например, использует «Волгабас Волжский» в своих автобусах). Другая система может обходиться без специальных объектов за счет камер, сенсоров, радаров и систем спутниковой навигации. Аналогично водителю-человеку она самостоятельно принимает решения о направлении движения, маневрах и скорости.

Старший вице-президент по развитию телематики Meta System Алексей Шипулин подчеркнул, что все дорожные знаки и информационные таблички, установленные на трассах и предназначенные для распознавания беспилотниками, должны строго соответствовать стандартам. Кроме того, необходима дорожная разметка. При этом распознавание знаков и разметки может быть осложнено погодными условиями. Монтаж же магнитных меток в ранее уложенное дорожное покрытие будет стоить очень дорого, говорит Шипулин.

 

Он также отмечает, что главная проблема беспилотников - ориентация на местности. Одними спутниковыми системами ее не решить – например, они «не работают» в тоннелях. Разработка подробнейших карт - весьма дорогостоящий и трудоемкий процесс. Также значительная затратная часть приходится на системы слежения – радары, камеры и сенсоры, которые нужны, чтобы избегать препятствий. «Учитывая все вышесказанное, реализация такого проекта возможна с очень большими оговорками», - сказал Шипулин. Вместе с тем, он отметил и плюсы развития беспилотного движения - дороги будут иметь только одну полосу, скорость перевозок и их безопасность возрастут.

По прогнозу генерального директора ПАО «КамАЗ», разрабатывающего беспилотный грузовик, Сергея Когогина, в будущем новые технологии позволят увеличить количество грузоперевозок на 60-80%. Но пока, по его словам, «КамАЗ» при разработке беспилотных моделей будет учитывать нынешнее качество дорог. «Нам всё-таки надо настраиваться на то, что дороги будут такими, какие есть», - заявил он в июне 2015 года на Петербургском экономическом форуме.

Сейчас, в отсутствии дорожной инфраструктуры, беспилотники планируется применять только локально, например, в карьерах, как это планирует «КамАЗ» и Scania. «КамАЗ» также называет в качестве потенциального заказчика МЧС. У ведомства есть потребность в пожаротушении на опасных объектах, рассказывал главный конструктор по инновационным продуктам российского автоконцерна Сергей Назаренко на конференции «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: интеллектуальные транспортные системы», прошедшей в феврале 2016 года в Казани.

Помимо технических требований к самим автомобилям и дорожной инфраструктуре, существуют и правовые. Так, в конце марта 2016 года в Государственной Думе прошел круглый стол с участием депутатов, чиновников профильных ведомств, представителей предприятий-разработчиков, научных и общественных организаций.

Несмотря на большое количество технологических препятствий центр “КамАЗа” ожидает, что на дорогах общего пользования беспилотники могут появиться в 2025 году. Президент компании Cognitive Technologies Ольга Ускова предполагает, что машина появится на рынке на два года раньше.

При этом «Группа ГАЗ» заявляет, что при наличии поддержки со стороны государства компания готова подготовить полноценный образец грузовика с возможностями дистанционного и автономного беспилотного движения намного раньше камазовцев — к 2018 году. Помимо уже известного проекта «Роботехника», в котором ведутся испытания беспилотных «Газелей», газовские инженеры вовсю работают над созданием дистанционно управляемого автомобиля «Урал».

 

Как беспилотники раз и навсегда изменят рынок логистических услуг?

Во-первых, скорее всего, исчезнет такое понятие как дальнобойщик. Новые дальнобойщики будут сидеть за компьютерами у себя дома или в офисе и управлять автомобилем дистанционно. Это революционная трансформация человека в профессиональном плане. Один оператор сможет управлять несколькими транспортными средствами или даже целыми транспортными системами.

Во-вторых, увеличится скорость и объем грузоперевозок. Товары будут доставляться еще быстрее и в большем количестве.

В-третьих, с помощью автопилота снизится расход бензина, и повысится срок службы грузового транспорта.

Сегодня идет речь не только о дорожном транспорте, но и о грузовых самолетах, а так же гигантских океанских баржах-беспилотниках, которые будут на автомате доставлять грузы между континентами.

Все это в конечном итоге уменьшит общую стоимость грузоперевозок, и конечно, стоимость самих товаров во всех отраслях рынка.

Готов ли рынок к такому повороту событий - никто не спрашивает. Беспилотники это уже свершившийся факт, появление которого остается лишь вопросом времени. Игрокам на рынке логистических услуг придется адаптироваться к новым реалиям, и тот, кто возьмет инновации на вооружение - будет впереди конкурентов.

 

Развиваемся вместе!